Даже самый современный корпус улика имеет немалый вес. Во время сезонных работ при кочевке пчел хозяину пасеки приходится постоянно передвигать и переставлять ульи. Без механизации труда обойтись сложно. Апилифт – удобное средство транспортировки пчелиных домов. Как сделать такой удобный подъемник своими руками.
Чем меньше общий вес пасечной тележки и больше прочность, тем она удобней и практичней. Стандартный вариант – это платформа (по размеру улья), подъемный механизм (рычаг), два широких колеса, удобная длинная ручка и крепежный механизм.
Если сравнивать с самодельной тележкой, то готовые модели отличаются прочностью, легкостью и долговечностью, имеют простой механизм подъема, компактный размер и гарантийный срок эксплуатации, что немаловажно.
Если нет навыка сварочных работ, то лучше приобрести готовый апилифт, заводского производства. Цена такой механизации не высока. Основные преимущества очевидны:
- каркас из нержавеющей стали – легкие и прочные. Если покупать такой материал, то стоимость не порадует;
- правильно продуманная по размеру, надежно укрепленная площадка;
- несколько вариантов зажимов снизу и сверху, для надежного крепежа;
- два широких колеса с покрышками высокой проходимости, рассчитанные на сложный рельеф;
- рукоятки расположены таким образом, чтобы человек любого роста смог удобно пользоваться тележкой пчеловода.
На колесном механизме предусмотрена амортизационная система, так как перевозить ульи часто приходится не по асфальту, а по пересеченной местности. Важно не навредить пчелиному семейству – заводской вариант исключает случайное падение.
Еще одно преимущество – тележка легко складывается и не занимает много места при зимнем хранении. Самостоятельное изготовление не гарантирует такого удобства.
Дорогие, но удобные варианты, такие как Каптарлифт из Венгрии, оборудованные электрическим подъемником – настоящая мечта, но стоят недешево. А можно ли сделать такой апилифт самому?
Важно уточнить, что все импортные подъемники рассчитаны на полистирольные ульи, которые в несколько раз легче деревянных.
Еще несколько слов о минусах. В идеале практикующему пасечнику необходимы два устройства:
- для ежедневной работы небольшая лебедка – приподнять, развернуть, немного передвинуть по солнцу улей;
- для погрузки и разгрузки на бортовое транспортное средство – своеобразный миниатюрный погрузчик.
Поэтому многие делают подъемники сами, ориентируясь на индивидуальную специфику ведения работ.
Особенности конструкции
Подъемник имеет несколько ключевых элементов: рамы, колеса с толстыми покрышками, движущая каретка и блок подъема, фиксирующие тросы и подшипники.
Рама
В состав тележки для ульев входят две рамы – статичная и подвижная. Первая служит каркасом, вторая двигается параллельно и гарантирует опору всей тележки. Материал рам – квадратная профильная металлическая труба. Ширина сечения и толщина труб определяет устойчивость всей системы.
Колеса
Единая колесная часть включает приваренные кронштейны, которые направляют движение. Колеса можно разбирать и снимать, кронштейны закрепляются на раму болтами внизу и вверху, фиксируются барашками после погрузки улья.
Ширина колес на подшипниках позволяет передвигать весь апилифт. Удобно осуществлять перевозку за счет крепкой цельной основы, накачанных камер и рифленого буксирующего покрытия.
Каретка
Выдерживает большую нагрузку, фиксирует зажимы на боках конструкции – они удерживают весь улей на одном уровне.
В центре каретки расположен трос-ограничитель, который служит элементом лебедки, опускающим и поднимающим груз. Также в каретке присутствуют вилки – прочные уголки, стоящие внутри и поднимающие ульи.
Подъемный блок
Система рычагов поднимает улей на существенную высоту.
Для этой цели апилифт подвозят к улью, отмеряют ширину захвата винтами и кронштейнами, поднимают объект рычагом и перевозят, куда требуется. Благодаря наличию 6 подшипников (4 – на кронштейне, 2 – на колесной базе) выполняется легкое управление и перемещение улья.
Виды тачек
В зависимости от работ и количества колес, тачки делятся на несколько видов. Для строительных работ используют металлические тачки с одним колесом. Для работ в саду и огороде можно применять деревянные тачки также с одним колесом.
Приспособления для перемещения тяжелых грузов с двумя и более колесами называют тележкой.
Разновидности садовых тачек можно посмотреть на фото:
Основное и самое главное преимущество тачки – это ее надежность. Маневренность также играет немаловажную роль. Если человек использует тачку на огороде или садовом участке, достаточно будет узкой дорожки, по которой можно прокатить одноколесную тачку. Также ее можно легко разгрузить и перевернуть содержимое, приподняв немного ручки тачки.
К сожалению двухколесную тачку по узкой тропинке не прокатишь, есть вероятность испортить и примять растения.
Чтобы сохранить равновесие и устойчивость, необходимо сооружать тачку с распорками. А когда загружаешь ее тяжелым грузом, следить, чтобы она не переворачивалась и стараться ее поддерживать или подпереть с одной стороны.
Основное преимущество двухколесной тачки – ее устойчивость. И когда загружается такое устройство, нет вероятности опрокидывания.
На двухколесной тачке удобно перевозить строительный материал, длинные доски, большие ветки. Желательно грузить их так, чтобы центр тяжести приходился на середину кузова.
Конструкция тачки может быть разной, с одной ручкой или двумя. Одна поперечная ручка гораздо удобнее, так как можно держаться за ней одной рукой, а вторая будет свободной.
Изготовление
Если у вас есть пасека, наверняка есть потребность в транспортировке ульев. Когда встает вопрос, как сделать данное устройство своими руками, можно обратиться к пошаговой инструкции, предварительно подготовив все нужные материалы, чертежи и комплектующие.
Материалы
Список необходимых элементов для создания конструкции включает:
- Металлопрофиль, сечение – квадрат (от 25х25 мм до 40х20 мм);
- Крепеж: болты М6-М8, гайки, саморезы;
- Ручка-держатель с удобным нескользким покрытием из каучука или пластика;
- Пружины-натяжители;
- Тросы из стали, диаметр – 3-4 мм;
- Катушка-натягиватель рабочего троса (высота – 34 мм, диаметр – 50 мм снаружи и 30 мм внутри);
- Ручка к катушке;
- 2 колеса диаметром до 400 мм;
- 6 шарикоподшипников.
Инструменты
Для работы с материалом понадобятся:
- Отвертки для крепежа;
- Перфоратор и сверла;
- Аппарат для сварки и пила-болгарка;
- Рулетка для замеров;
- Чертежи.
Собрав все элементы и комплектующие, приступают к поэтапному изготовлению оборудования.
Сборка
Начало сборки апилифта – соединение базовой рамы. Стойки по бокам сваривают таким образом, чтобы конечное изделие имело параметры 1570х370 мм.
Далее добавляются поэтапно разные элементы:
- Перпендикулярно к раме приваривают 4 трубки и крайнюю балку с боков и плашмя.
- Делают поперечины вверху и внизу по размеру труб, в случае серединных поперечин берут трубы поменьше (например, 3х2 см).
- Ставят вторую балку от расстоянии 50 см от верхней поперечной трубки, затем третью на расстоянии 38-40 см от нижней.
- Для подшипников пропиливают вертикальный проем на 20 см, по краям ставят болты, чтобы устранить риск вылетания болтов из канавы в ходе эксплуатации тележки для улья.
- По сторонам третьей балки сверлят отверстия для болтов М8, здесь будут поставлены кронштейны.
- Сверху от балки отступают 20-30 см, приваривают ручки с прорезиненным покрытием. Рама готова – далее она будет снабжена всеми базовыми элементами для перевозки груза.
- Берут подшипник на 4 см, ставят на верхнюю поперечную раму на расстоянии 13 см справа.
- Сверху фиксируют крепеж от выпадения троса из рабочего блока.
- Аналогично с левой стороны на расстоянии 130 см вставляют канавку для ролика и рабочий трос, верхний конец прибивают к левой боковине.
- Катушку размещают на вторую перекладину сверху, отступ от ребра рамки – справа на 12 см.
- В подшипник вставляют катушечную ось – на нее будет накручиваться поднимающий трос.
- С другой стороны от катушки приваривают рычаг на 20 см со свободно вращаемой рукояткой, которую можно крутить вокруг своей оси.
- Рядом с катушкой и ручкой прибивают кусок стального прутка в качестве стопорящего элемента.
- Рычажную рукоятку соединяют тросом к язычку с пружиной. Язычок служит профилактикой аварийного спуска каретки, в спокойном положении прижимается пружиной к стопору.
- Делают кронштейны 25х25 мм из профиля, на них ставят оси колес, фиксируют при помощи гаек.
- Кронштейны закрепляются на раме пластинками из стали 110х25 мм и болтами, что внешне выглядит как две трубки по 23 и 30 см, сваренные перпендикулярно. Такая конструкция может склоняться вниз под любым углом за счет выдвижных колес на кронштейнах.
Заключительный этап
На финальном этапе выполняют следующие действия:
- Собирают каретку, включая зажимы-фиксаторы. Делается каркас на шарикоподшипниках, с габаритами 72х38 см из трубы 3х2 см.
- Внизу ставят две перекладины из труб 3х3 см для фиксаторов на боках, которые захватывают корпус перевозимого улья.
- Делают регулировку зажимов. Шарнир будет наклоняться под действием тяги, квадрат-тягач трубки с бокового зажима, перекосится, поэтому угол наклона регулируют болтами и пружинами. Чем сильнее наклон, тем сильнее нужно сжать зажимы.
- Зажимы делают из трубок длиной до 45 см, с краев приваривают лапки-держатели – отрезки по 9-13 см длиной.
- Для профилактики скольжения улья внутреннюю часть лапок делают ребристой.
- Зажим вставляют в трубы с диаметром покрупнее, по середине нижней перекладины приваривают тросовый блок.
- Чтобы поднять груз на тележке апилифт за дно, потребуется прикрепить внизу каретки трубки с диаметром 25х25 мм, по длине – 9 см.
- Движение всей конструкции пасечной тележки происходит вертикально, за счет работы 4 подшипников с боков осевой рамки.
Чертежи
На рисунках представлены чертежи на стандартный вариант тележки, грузоподъемностью до 150 кг. По ним можно легко собрать простой подъемник из доступных и недорогих материалов самому.
Если нужно изменить размеры подъемника, то руководствуясь чертежами добавлять сантиметры нужно пропорционально с каждой стороны и по длине. Указанные размеры обеспечат максимальную нагрузку до 150 кг, дополнительные крепежи утяжелят тележку.
Использование
Для корректной и эффективной эксплуатации апилифта рекомендуется придерживаться нескольких правил:
- До начала работы проверяют подъемник на соответствие техническим требованиям – используют налегке, обращая внимание на закрепленность винтов и гаек, роликовой системы, закрепленность болтов и прилегание трубок, шайб, полноценность вхождения крепежа в рабочие пазы.
- Когда выполняется транспортировка тяжелых ульев, важно проверить надежность креплений и фиксации. Лучше облегчить улья от ненужной нагрузки, подвижных элементов коробки, чтобы не напугать насекомых. При обрыве тросов пчелы могут стать агрессивными от стресса, частично они погибнут.
- В процессе перевозки важно работать в защитной робе, с мелкой сеткой и распылителем, чтобы защититься от атаки насекомых в случае аварийного падения улья.
- Важно уделить внимание монтажу мелких деталей – от них зависят техническая работоспособность всей мобильной установки.
Как там культ карго сейчас?
За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив и процветает в Вануату. И более того, 15 февраля граждане этой страны празднуют свой самый важный национальный и религиозный праздник, День Джона Фрума, с чем мы их и поздравляем.
Можно выделить еще один атрибут культа карго: так называемую ритуальную бездеятельность; построив ритуальные аэродромы, островитяне начинали ждать пришествия предков в многодневном молчании и бдении не сходя с места. Мечтая о «небесных дарах», дикари переставали охотиться, возделывать землю и вообще забивали на пропитание и хозяйство.
Муляжи самолетов иногда выглядят поразительно достоверно. Но все же не летают.
Ирония заключается в том, что в некоторых случаях идея подарка с небес оказывается оправданной: правительства начинают помогать папуасам, дабы те не погибли с голода в своей ритуальной бездеятельности и скидывает им с самолетов гуманитарную помощь. Это лишь подкрепляет уверенность дикарей в своей правоте, после чего они начинают поклоняться Джону Фруму и строить соломенные аэродромы с еще большим рвением.
Фабричные решения
Чем различаются между собой колеса тележек? Почему их цена варьируется в довольно широких пределах?Различий между ними довольно много.
Крепление
- Колесо с кронштейном полезно тем, что при наклоне тачки самостоятельно разворачивается в нужном направлении. Благодаря этой особенности 1-колесная садовая тележка будет более управляемой. А вот 2-колесная садовая тележка прекрасно обойдется без этого элемента: любое вращение колеса не заставит центр ее тяжести сместиться за пределы колесной базы.
При наклоне тачки кронштейн сам разворачивается в нужную сторону.
- Поворотные колеса полезны, если тачку приходится катать по дорожкам с небольшим радиусом поворота. Для перемещений по прямой вполне достаточно изделий с фиксированным положением оси вращения.
Впрочем: садовая 4-х колесная тележка с поворотными колесиками куда удобнее, поскольку может двигаться в произвольном направлении, а не только вдоль своей продольной оси. Разумеется, это свойство полезно лишь на ровных твердых дорожках.
Подшипник
Обычная втулка (особенно — пластиковая) обладает куда меньшим ресурсом, чем твердосплавный подшипник. Среди последних тоже существует ценовая дифференциация: более износостойкие и обеспечивающие меньшее сопротивление вращению подшипники качения (шариковые или роликовые) дороже, чем подшипники скольжения.
Подшипник с вставленной в него осью.
Пневматика оценивается производителями дороже литых шин.
Насколько разница в цене оправдана для покупателя?
- Пневматические колеса для тележек и садовых тачек способны обеспечить более высокую проходимость по сравнению с литыми. Слегка спустив шину, можно уменьшить удельное давление на грунт и тем самым получить возможность проехать по песку или глине.
- Пневматика лучше гасит ударные нагрузки от выбоин и бугорков на дорожке. Если вы, скажем, своими руками строите дом и везете к месту строительства пару десятков стеклоблоков — это свойство будет очень кстати.
Пневматика. На фото хорошо виден сосок камеры.
Недостатки пневматических шин вполне предсказуемы: время от времени их приходится накачивать, да и риск проколоть камеру всегда имеется. (См. также статью Сварочный аппарат для дачи: особенности.)
Полезно: отличная альтернатива воздушной камере — литая пенополиуретановая шина. Она практически не уступает пневматике упругостью, не требует подкачки и не боится проколов.
Материал ступицы
Максимальная нагрузка, которую может выдержать тачка или тележка, определяется как числом колес, так и материалом их ступиц.
По возрастанию прочности применяющиеся материалы можно расположить так:
Ступица из оцинкованной стали.
Диаметр
Общая закономерность такова: чем больше диаметр — тем больше проходимость тележки или тачки, тем меньше при ее перемещении ощущаются неровности. Разумный минимум диаметра для неровной местности — 200 мм; максимальный размер, предлагаемый производителями — 450 мм.
Увы, большинство одноколесных конструкций сконструировано так, что установить колесо с размером больше штатного невозможно; а вот двухколесные садовые тележки в основной массе позволяют такую замену. (См. также статью Культиватор для дачи: особенности.)
Тормоз
Он полезен в тех редких случаях, когда четырехколесные садовые тележки эксплуатируются на участке с заметным уклоном. Если колеса неповоротные, тормозом достаточно снабдить одно из них; для поворотных желательно укомплектовать тормозами любые два колеса из четырех.
Изделие с тормозом.