Что такое Берёста, берестяной промысел, кто и какие изделия делают из бересты…
Что такое берёста? фото заготовки
Одним из самых почитаемых деревьев на Руси была и остается берёза. Древесина этого дерева очень плотная, с красивой текстурой и хорошо полируется. Из нее получается великолепная и очень дорогая мебель. Трудоёмкость обработки с лихвой компенсируется изысканностью, оригинальностью и долговечностью изделий. Однако всемирную известность берёзе принесла отнюдь не её древесина, а верхний слой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри, — берёста.
Берёста это кора берёзы, фото заготавливания
Прочная и водостойкая кора, похожая на картон, может быть легко разрезана, согнута и сшита, что сделало её ценным строительным, ремесленным и письменным материалом с доисторических времен не только в России. Например, китайцы из берёсты делали бумагу и краски для кожи, меха и ткани, а индейцы Северной Америки — пироги, каноэ и вигвамы.
Юрта (вигвам) из березовой коры, фото в музее бересты
Из этого удобного, красивого и обладающего удивительными свойствами материала русские мастера по сей день изготавливают нарядные, изящные изделия — не только практичные предметы быта но и произведения традиционного народного искусства.
Кстати как правильно Берёста или береста?
Толковый словарь русского языка считает равноправными варианты «берёста» и «берестА», такие же рекомендации дает Словарь ударений Резниченко.
Варианты Берёста, берестА, берестянОй, берёстовый — все это есть сейчас, в наши дни.
Шемогодская резьба по берёсте
Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев.
По волости промысел получил название «шемогодская» резьба. Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».
Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.
С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочка-рева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г..
Домшинская берёста
В конце XIX–начале XX в. широкую известность приобрел промысел «домшинская береста» — умельцы особым, очень прочным способом плели из бересты самые разные предметы быта.
Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба, туеса, солоницы, корзины, зобеньки, емкости для круп и т. д. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло быть как диагональным, так и прямым. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, синей, иногда зеленой краской. Цвета чередовались в шахматном порядке, шли по лычкам полосами или отдельными пятнами. Кроме раскраски, мастера наносили на изделия прорезные и тисненые узоры. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих простых элементов складывались разнообразные орнаменты.
Хлебница из домшинской бересты
Еще одним характерным для домшинских мастеров способом украшения плетеных предметов была сквозная просечка верхнего слоя берестяной лычки. Узоры состояли из геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, шестигранников, овалов, звездочек. Красоту рисунку придавала цветная фольга, подложенная под прорезной узор. Позднее, в начале XX в., стали просто раскрашивать второй слой бересты под прорезным узором. В дорогих изделиях, которые, как правило, изготовляли на заказ, встречается сочетание сквозных и тисненых узоров с раскраской.
Сегодня, как я и обещала, мы поговорим об игрушках, коих из бересты может быть превеликое множество, только фантазию подавай. Ни в коем случае не следует рассматривать моё повествование как какую-либо классификацию или хоть сколько-нибудь профессиональную интерпретацию. Это сугубо моё личное распределение игрушек из бересты, так я их представляю и так мне легче про них рассказывать. Начнем рассказ с изделий, в которые запросто могли играть наши пра-бабушки и пра-дедушки, а уж пра-пра…, так почти 100% именно в такие игрушки и играли.
Традиционные: Это те игрушки, которые выполнялись в старину и чаще всего это были лошадки.
Иногда их называли «коники», в каждой местности по-разному, но у коников ножки тоже выплетались.
Особо «развлекаться» было некогда, да и играть тоже, поэтому старались чтобы даже игрушка носила на себе бытовую роль. А чтоб дети берегли ее, то хранили в ней самое дорогое, а именно соль, она в старину была очень дорогая, иногда даже дороже золота. Это почти единственная утварь, которой можно было поиграть за обеденным столом и не получить от тятьки по лбу. Итак, солонички:
Почти мифическое происхождение было у погремушек, тонкая грань разделяла их и обереги, можно долго спорить, что произошло вначале, оберег или погремушка:
Погремушка из Новгородской губернии (Великий Новгород).
Современные варианты:
Вообще, любая полая игрушка, не несущая хозяйственного назначения, имела внутри себя горох, зёрна или косточки, от чего издавала шуршащий звук и немедленно становилась «шаркунком», что в свою очередь тут же делало ее оберегом. И любой оберег, издающий шаркающий звук, привлекал внимание ребёнка и становился его забавой. Считалось, что звук шуршащих зёрен отгонял злых духов. Вот бычок:
Хотя, существовали определённые формы, такие как уточка, курочка или зайчик, которые делались только так и накак иначе и считались оберегами по своей сути. Но о них будет отдельный топик. Обереги:
Совсем недавно стали появляться игрушки, которые созданы на основе или «на базе» традиционных игрушек, но с применением современных мотивов. Согласитесь, сложно представить игрушку в виде машинки веке эдак в 17-м. А теперь — пожалуйста:
Самовар «Иван-Иваныч» — это, конечно уже не совсем игрушка, но вещь красивенная:
Современные игрушки, но сюжеты, которых все чаще встречаются у разных мастеров, вполне могут претендовать на то, чтобы стать традиционными, лет эдак через 200 будут достойны изучения и хранения в музеях. Как правило, это животные, чаще всего почему-то собачки, и кошки, ну и конечно, «Иван-Иваныч»!
Этого кота изобрела я лично в каком-то дветысячи-мохнатом году, поэтому он удостоился двух фото:
Из всех сказок наиболее часто встречается и поэтому уже почти традиционна именно «Репка». Каждый уважающий себя мастер воплощал ее сюжет на том или ином этапе своего творчества.
И игрушки, которые можно было бы назвать истинно авторскими, сюжет или образ которых пришел кому-то одному в голову и не имел повторного воплощения. Женская фигура:
Такая дама вряд ли появилась бы на свет даже лет 100 назад.
Деды, кстати играют в старинную игру, кто первей ударит соперника по ладони.
Емеля — тоже часто встречающийся сюжет (но рекорд «Репки» не побил).
А вот дань памяти любимому писателю:
И снова тема домашних питомцев, кот и пес:
Наш любимый крокодил Гена:
Коляска для пупсиков, но можно и большую сплести, если постараться
А вот дань Дню Победы:
Гармонисты, даже затрудняюсь сказать, что за «звери» такие:
Рамки для фото, скорее уже предмет быта:
А вот настоящий шедевр:
Часто встречаются так называемые «реплики», точные копии работ выполненных в старину, вот солонка и пастух:
Разумеется, куклы:
Постановочные композиции:
Не смогла пройти мимо такого «позитивного поросёнка», хотя он почти не имеет отношения к плетению — это техника складывания:
Снова, повторюсь, в моей публикации никакой классификации игрушек, я даже не пыталась сделать. И не думайте, что вот этими образами и формами можно ограничиться. Ограничить вас может только ваша фантазия. Береста очень податливый и благодарный материал из нее можно сделать всё, что угодно! Видела и Змея-Горыныча и даже Аврору(корабль).
Дерзайте, плетите, вас ничто не держит!
Благодарю всех за внимание!
Берёста в современном интерьере: Эко-тренд
Мода на березовую кору пришла не сама по себе, а как следствие нарастающей популярности легких, экологически чистых интерьеров и возобновление забытого прошлого. Чем меньше природы за окном, тем больше хочется видеть ее в интерьере.
Эко-стиль в интерьере: из бересты получаются прекрасные абажуры, декоративные панно, мебельные фасады, сумки, картины, аксессуары, украшения для декора и флористики, а также панели с большим сроком эксплуатации в 25 лет и очень разнообразным рисунком, созданным самой природой.
Живые цветы в берестяной вазе
Цветы (розы) из березовой коры
Современная женская сумочка из бересты
Посуда для чаепития
Изделия из берёсты в современном интерьере
Венок из берёзовой коры
Фото картины на бересте
20
ShareTweet
Туесок из бересты своими руками
Перед началом работы белую часть коры нужно отделить. Она легко отслаивается. Чтобы сделать заготовку для туеска, сначала берём линейку, карандаш и ножницы. Наметив ровный край, отрезаем лишнюю кору.
Основа изготавливается из двух слоёв бересты. При использовании листовухи они заправляются и закрепляются прищепками с обеих сторон, а место стыка прошивается берестяной полоской шириной 5-7 мм.
Нужно приготовить инструменты для работы:
- ножницы;
- нож;
- скальпель;
- шило.
Верхняя часть и нижняя часть туеска оплетается берестяной лентой. Для этого при помощи шила или тонкого скальпеля делаются небольшие надрезы, через которые протягивается тонкая полоска коры. Можно использовать контрастные оттенки бересты, чтобы изделие выглядело более декоративным. Туесок – это простор для фантазии мастера.